ГОРОД У КРОМКИ ВСЕЛЕННОЙ 

 

 

                                                                 

Моим  дорогим  Байконуровцам  посвящается!                            

 

История развития науки, техники и всей человеческой цивилизации знает много блестящих открытий, но лишь немногие из них явились поворотным пунктом в истории прогресса. Такими стали, например, открытие закона всемирного тяготения, давшего толчок развитию небесной механики; изобретение паровой машины, приведшее к технической революции в промышленности: открытие электричества и энергии атома, изобретение радио.

Мечта же о полёте за пределы планеты ещё задолго до его свершения, рисовала отчётливые перспективы грядущего и рождала сознание всей значимости этого события.

***

В своих мечтах, воплощённых в сказках, легендах, фантастических романах, человечество уже давно стремилось в космос. Об этом свидетельствуют и многочисленные « как правило, неосуществимые» изобретения прошлого. Рассказы о полёте в небо встречаются уже в ассиро-вавилонском эпосе, в китайских и иранских легендах. В древне индийской поэме «Махабхарата» содержатся наставления для полёта на Луну. Широко известен греческий миф о полёте к Солнцу Икара на крыльях, скреплённых воском. Можно вспомнить и «космические фантазии» Ф. Годвина, «летящие колесницы» Д. Уилкинса, огромные бутыли с испаряющейся росой, придуманные Сирано де Бержераком, знаменитую «Колумбиду» Жюля Верна.

В 1848 году газета «Московские губернские ведомости» опубликовала указ о ссылке мещанина Никифора Никитина за крамольные речи о полёте на Луну в киргизское поселение Байконур. Беспокойная душа мечтателей кипела множеством идей, но только один из них смог постигнуть суть и сложность проблемы. Открытие было поистине гениальным. Сегодня мы знаем дату открытия - 1903 год и имя его автора - Константин Эдуардович Циолковский. Но мы также знаем и то, что для воплощения этих открытий в жизнь потребовались десятилетия. Первая советская экспериментальная жидкостная ракета на гибридном ракетном топливе, созданная Группой изучения реактивного движения под руководством С. П. Королёва, была запущена в 1933 году и достигла высоты 400 метров. Работы по разработке аппаратов, движущихся за счёт реактивной силы, продолжались и в годы войны.

Последующее развитие ракетной техники пошло по пути увеличения её стартовой массы и массы полезного груза, а также дальности полёта. В 1948 году состоялся первый полёт экспериментальной 2х ступенчатой ракеты «Бампер». Во второй половине 50х годов произошёл переход от одноступенчатых ракет к многоступенчатым и ракета стала важнейшим средством для исследования космического пространства.

Создание в СССР в 1949 и 1953 годах атомного и термоядерного оружия лишило США монополии на владение ядерным оружием. Тем не менее, США, создав несколько военно-политических блоков, окружили нашу страну кольцом военных баз и потенциально были готовы сбросить на наши города 320 атомных бомб мощностью на два порядка выше сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. Только возможность ответного удара могла похоронить эти идеи.

Однако имеющиеся у СССР ракеты, созданные к середине 1953 года, не могли обеспечить нанесение ответного удара по объектам противника на его территории. Предотвратить агрессию можно было, только создав новую межконтинентальную баллистическую ракету, способную донести ядерный заряд до территории США. 20 мая 1954 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР принимают постановление о разработке многоступенчатой баллистической ракеты с дальностью полёта 8000 км и термоядерной головной частью массой до 5,5 тонны, способной поразить стратегическую цель на любом континенте. Главным разработчиком изделия было определено ОКБ-1 С. П. Королёва.

Одновременно решалась задача создания испытательного полигона. Выбор места для строительства будущего полигона представлял определённые трудности, поскольку необходимо было выделение огромного количества земель, Было много и других технических требований, а также сохранение режима секретности. Изначально имелось несколько вариантов расположения полигона. Однако наиболее выгодным казался район полустанка Тюра-Там. Это участок территории Кзыл-Ординской области Казахской ССР по течению реки Сыр-Дарья. Вблизи не было населённых пунктов, имелись лишь небольшие селения вдоль железной дороги, идущей на Ташкент. Вокруг простиралась безлюдная степь, летом жара, пыльные бури, зимой - лютый мороз. Здесь и решили строить новый полигон. Впечатление о местности и условиях жизни было удручающим: степь, такыры т.е. дно высохших озёр, солончаки, пески, верблюжья колючка, жара и ветер, иногда переходящие в буран, бесчисленное множество грызунов и ни одного дерева. Вот в таких условиях начиналась дорога в космос! Под жильё для офицеров, прибывающих на полигон, использовались вагоны, строительные вагончики, палатки и даже землянки. Все подсобные и другие помещения в поселке около станции, если над ними была крыша, сдавались под жильё, переоборудованы были даже те помещения, где раньше содержались животные. Река  - это единственное, что радовало глаз, и единственное развлечение. На берег реки ходили гулять, всей семьёй ловили рыбу, по себе  знаю, сколько удовольствия доставляла рыбалка. Рыбы в реке в то время было много.

Первым начальником полигона приказом Министра обороны СССР назначили Алексея Ивановича Нестеренко, прославленного гвардейца, участника Великой Отечественной войны, имеющего большой опыт командной работы. К моменту назначения он занимал должность начальника факультета в академии имени Ф. Э. Дзержинского. В первый состав командования полигона вошли офицеры, участвовавшие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны и имеющие опыт работы на других полигонах Министерства обороны.

Весной 1955 года на всей территории полигона от станции Тюра-Там до Камчатки, развернулась великая стройка. Сроки строительства были очень жёсткими, ввод основных объектов намечался к концу 1956 года. Работы велись в режиме большой секретности. Район падения первых ступеней был определён в Акмолинской области, район падения головных частей - на севере полуострова Камчатка. 12 января 1955 года в район строительства прибыл первый взвод военных строителей с целью подготовки места и условий для размещения прибывающих военно-строительных частей. В феврале- апреле в район ст. Тюра-Там прибыли первые строительные части.

27 апреля прибыл специальный состав с мастерскими и вагонами для размещения прибывающих на полигон военнослужащих.

В период с 10 апреля по 10 июня 1955 года в районе строительства основной испытательной базы полигонного комплекса развернули работы восемь военно-строительных батальонов, общей численностью более 3000 солдат и офицеров, сосредоточено огромное количество техники. В связи с тем, что сроки строительства полигонного комплекса были крайне сжатыми, строительство всех объектов было начато одновременно; 5 мая заложили первое здание жилого городка испытателей, 22 июня уложен первый кубометр бетона дороги в сторону первого строящегося старта, расположенного в 38 км от жилого городка и железнодорожной станции Тюра-Там, а 20 июля строительные части приступили к строительству первого стартового комплекса на площадке №1.

Работы велись круглосуточно. О масштабах работ говорит тот факт, что только для строительства одной стартовой установки был вырыт котлован глубиной 45, длиной 250 и шириной более 100 метров, вывезено из него более 1 миллиона кубометров грунта и уложено свыше 30 тысяч кубометров бетона. В своих воспоминаниях генерал- лейтенант А. С. Буцкий пишет: «…уже через месяц от начала строительства объектов и сооружений десятки и сотни самосвалов, грузовых автомобилей от площадки 10 к площадкам 1 и 2 проложили множество дорог с глубокими колеями сыпучего песка, перемолотого в пудру. Машины шли со скоростью 10-20 км. в час, даже днем - с зажжёнными фарами. То и дело на маршрутах всплескивали гейзеры пара от кипевшей воды в радиаторах машин.

Нагрянувшим ветром солёная песчаная пудра поднималась в воздух огромными облаками на многие десятки километров, повисала на сутки, пока очередное дуновение ветра не развеивало эти облака». В феврале - марте 1956 года начались работы по строительству измерительных пунктов. Их строительство было сопряжено с огромными трудностями, так как в связи с их удалённостью, строительные материалы приходилось доставлять на большие расстояния автотранспортом и даже самолётами. Несмотря на тяжелейшие климатические условия, огромный объём работ по сооружению первой стартовой позиции был выполнен за один год и четыре месяца. В декабре стартовый комплекс был готов к проведению испытаний с примерочным изделием.

К началу лётных испытаний ракеты Р-7, за полтора года на необжитом пространстве казахской пустыни были возведены: стартовая позиция, монтажно-испытательный корпус, монтажно-испытательный корпус для сборки и подготовки головных частей, бетонная дорога от жилой зоны до стартовой площадки, железнодорожные подъездные пути, водопровод с тремя станциями подъёма и система пожарных резервуаров, линии электропередач и линии связи, аэродром и десятки других вспомогательных объектов. Такое не удавалось ещё ни одной стране! Был построен самый  крупный в мире завод по производству кислорода и азота.

15 мая 1957 года Государственная комиссия подписала акт о сдаче в эксплуатацию первого стартового комплекса полигона и в этот же день состоялся первый пуск ракеты Р-7,  ставшей впоследствии и первой космической ракетой, на базе которой создана одна из самых надёжных ракет-носителей «СОЮЗ».

Успешным пуском межконтинентальной баллистической ракеты 21 августа 1957 года СССР известил весь мир о том, что в Советском Союзе создана сверхдальняя межконтинентальная баллистическая ракета, способная доставить ядерный заряд в любую точку земного шара. Была решена важнейшая военно-политическая задача, стоявшая перед страной и, в конечном счёте, сыгравшая главную роль в судьбах войны и мира на Земле.

Успешный пуск ракеты Р-7 положил начало освоению космического пространства. Летом 1957 года был утверждён план выведения на орбиту первого искусственного спутника Земли, а уже 4 октября этот план был осуществлён.

После запуска первого спутника начался триумфальный путь советской космонавтики. В космосе побывали животные, а с помощью новых ракет-носителей, созданных на базе Р-7, отправлены на Луну, Марс и Венеру первые автоматические станции, запущены спутники связи, телевещания, которые стали служить человеку, а 12 апреля 1961 года с первой стартовой площадки Байконура был запущен космический корабль « Восток» с первым лётчиком космонавтом планеты Юрием Алексеевичем Гагариным.

Я приехал на Байконур в 1966 году после окончания военного училища. К тому времени уже были введены в эксплуатацию стартовые комплексы на площадках 31 и 81.  

Прибыл я в войсковую часть 46180, которая находилась в стадии формирования с местом дислокации площадки 95. Первым моим командиром части был подполковник Мансуров В.С.. Часть создавалась для выполнения задач по линии войск ПВО и также в интересах ВМФ. Для выполнения этих задач был создан стартовый комплекс на базе ракеты «Циклон», площадка 90. Штаб и казармы части располагались на площадке 95 в 3-4х километрах от стартовой позиции. Недалеко, в 2-3х километрах от жилой зоны, находилась стартовая позиция ракеты УР-500. На данной площадке дислоцировалось несколько войсковых частей, с одной стороны железной дороги базировались войсковые части строителей, а с другой - испытательного полигона. Жилой городок испытательных частей делила на две части асфальтовая дорога, с одной стороны располагались казармы, с другой стороны находились общежития молодых офицеров и коттеджи для представителей предприятий ВПК, прибывающих на полигон для проведения совместных испытаний ракетной техники. На 95 площадке к тому времени уже располагались две испытательные части. Одна занималась эксплуатацией старта ракеты Ур-500, а другая решала задачи по организации и осуществлению лётно-конструкторских испытаний ракеты УР-100 и её дальнейших модификаций. Бытовые условия были довольно сложными, на площадке работали 4 столовые, одна из них обслуживала офицеров строительных частей, одна - представителей промышленности и две столовые - офицеров испытательных частей, Из объектов культурного досуга работал клуб «Космос», где вечерами крутили кино, а после кино были танцы. Представителей женской половины на площадке было мало, соотношение в пользу женского пола было один к трём, а может даже и больше. На расстоянии до 60 километров не было ни одного населённого пункта. Представители промышленности жили значительно лучше, в основном в коттеджах высотой в 1-2 этажа, окруженных зелёными насаждениями, а у коттеджей руководителей работала и поливная система.

На площадку можно было добраться только поездами, в народе их называли мотовозами, которые ходили 4 раза в сутки - два утром и два вечером, с интервалом в 1 час. Весь рабочий день поезда стояли под открытым небом, за день они нагревались так, что дышать в вагоне было нечем. Мы делали из фанеры воздухозаборники,  выставляли их в окно и во время движения состав был похож на зелёную гремучую змею и издавал какой-то  немыслимый треск. Дорога до города занимала более часа.

Вода летом поднималась не выше 2 го этажа. Для солдат строили душевые и умывальники на улице, за казармой. Летом спать было практически невозможно, мы мочили простыни водой и укрывались ими, впоследствии многие из нас ощутили на себе пагубность таких влажных моционов. Экология была, конечно, плохая, вспышки кишечных заболеваний возникали часто, особенно досаждали дизентерия и гепатит. Командование принимало очень жёсткие меры к виновникам распространения инфекции. Солдатам запрещали пить сырую воду, были оборудованы пункты раздачи чая, который, в основном, заваривали по народным рецептам из верблюжьей колючки, каждый носил с собой фляжку с чаем.

Войсковая часть, куда я прибыл, решала задачи запуска космических аппаратов для системы Противовоздушной обороны. Их отработка проводилась как составная часть противокосмической  обороны.  Была достигнута довольно высокая  вероятность выполнения боевой задачи, к сожалению, впоследствии  эта перспективная тема по политическим соображениям  была закрыта. Второй задачей части был запуск космических аппаратов по линии  Военно-морского флота. Всего силами боевого расчёта части было проведено более100 боевых пусков. В ноябре 1998года часть была расформирована, а наземное оборудование и сооружения комплекса переданы Российскому космическому агентству. 

Не могу сказать, что моя встреча с Байконуром была отмечена радужными эмоциями. Впечатление от первой встречи было удручающее. Приехал я вместе с группой моих однокурсников, которые тоже были не в восторге от назначения. Сам город, тогда он назывался Ленинск, располагался в излучине реки Сыр-Дарья в 2-3х километрах от железнодорожной станции Тюра - Там. В городе уже было построено много 2-5 этажных домов и продолжалось активное строительство целых жилых микрорайонов. После Ленинграда, даже такая строительная активность не вдохновляла. Тогда я ещё не знал, что моё знакомство с городом затянется на четверть века. Там я встретил свою любовь, там у меня родились дочь и сын. Уже значительно позднее, когда жизнь и быт наладились, появилось время для самообразования и творчества и тогда, знакомясь с историей создания космодрома, мне стало понятно,  к какому великому делу судьба доверила мне прикоснуться. Генплан предполагал строительство города от реки Сыр-Дарья на север и двух районов через реку в южном направлении, но первое же весеннее половодье внесло в план застройки города свои коррективы. Чтобы отгородить жилые дома от половодья, пришлось построить дамбу и, поэтому, было принято решение об отказе от строительства жилых районов на другом берегу. Жилые дома планировалось строить в три-четыре этажа с тем, чтобы подросшие деревья могли прикрыть окна и стены домов от палящего солнца. Впоследствии строились дома и большей этажности. При озеленении улиц высаживали карагач, пирамидальные тополя, тутовник и дикую маслину, но больше высаживалось пирамидальных тополей. К сожалению, тополя быстро росли, но, достигнув определённой высоты, погибали, у меня есть стихотворение, написанное по этому поводу: « У наших тополей короткий век…». В городе ежегодно высаживалось несколько тысяч деревьев, но в конце 80х годов обстановка с озеленением резко ухудшилась. В 2002 году было посажено много новых деревьев, но полив не наладили и они погибли.

Первое время все, от генерала до солдата, питались из походных солдатских кухонь. К моему приезду на полигон условия жизни изменились к лучшему и значительно. Если к концу 1959 года в посёлке проживало 8 тысяч человек, то к моменту нашего приезда население возросло до 40 тысяч. Уже работали несколько кафе и ресторан, десятка полтора магазинов и, нужно сказать, что снабжение в них было хорошее. С 1965 года в городе возводится особенно много домов, так как для проведения испытаний комплекса Н1-Л3 «лунная программа», на полигон прибыло служить несколько сотен выпускников ВУЗов.

Решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 октября 1962 года была утверждена программа исследования Луны с высадкой экспедиции на её поверхность и возвращения на Землю. В1963 году было развёрнуто строительство стартового комплекса, в конце 1966 года стало поступать технологическое оборудование, 1967 год стал годом ввода в строй систем и агрегатов комплекса, а1968 стал годом завершения автономных испытаний. В декабре 1968 года на стартовый комплекс было вывезено  первое лётное изделие. Произвели всего четыре пуска, и все они закончились аварийно. В июне 1974 года лунная программа была закрыта. В народе говорили, что если бы был жив С.П. Королёв, всё было бы по-другому. 

Строительство космодрома продолжалось и позднее, в 80-х годах, с развёртыванием работ по программе многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран», на полигон ежегодно прибывало до тысячи молодых офицеров, для их расселения жилые дома возводились ускоренными темпами, от 2-4 этажной застройки отказались, стали строить дома повышенной этажности. Когда на полигоне были развёрнуты работы по созданию многоразовой транспортной космической системы «МТКС» Энергия-БУРАН, старались по максимуму использовать наработки по лунной программе. В 1987 году г. Ленинск был отнесён к городам республиканского подчинения. С названием « Ленинск» город жил 29 лет, пока, по инициативе ветеранов космодрома, решением президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в 1995 году не был переименован в город Байконыр, но в официальных документах городской администрации его называют Байконур, это же название закрепилось и в средствах массовой информации. После распада СССР, в 1991 году, космодром перешел в собственность Республики Казахстан, многие космические программы из-за ограниченного финансирования оказались на грани закрытия, были прекращены испытания боевых ракетных комплексов, а строительство объектов заморожено.

Впоследствии почти все недостроенные здания были растащены местными жителями на строительные материалы.

Политические перемены в стране очень скоро отразились на жизни и деятельности города и космодрома в целом. Многое испытали на себе жители города - сначала безвластие, потом двоевластие, массовые беспорядки среди военнослужащих неславянских национальностей в 1992 - 1994 годах, пустые прилавки магазинов, криминогенная обстановка на улицах, отсутствие элементарных условий для жизни.

Особенно запомнилась зима с 1993 на 1994 год. В истории полигона такой снежной, суровой и продолжительной зимы старожилы не помнили. В большинстве жилых домов температура воздуха не поднималась выше 5 градусов, во многих зданиях вышли из строя системы отопления, водопровода и канализации. Все улицы города были разрыты. Из-за скачков напряжения возникали пожары, в том числе сгорел и дом офицеров. Казалось, что выжить в этих условиях невозможно, но не только выжили, а ещё за период с ноября 1993 по март 1994 года осуществили шесть успешных пусков ракет-носителей. Такое под силу только нашему народу! Жители города были просто брошены на произвол судьбы, в квартирах, как во время блокады в Ленинграде, ставили давно забытые буржуйки. Многие офицеры, особенно младшего звена, увольнялись из армии. Часть офицеров смогла перевестись служить на территорию России, а некоторые просто сбежали в соседние страны СНГ, откуда были родом. 26 июля 1994 года в результате взрыва газа в одной из брошенных квартир погибло 16 человек. Трагические страницы в жизни космодрома были и раньше, но они были связаны с испытаниями новой ракетной техники, которая таит в себе страшную, необузданную силу.

Мы помним эти даты 24 октября 1960 года и 24 октября 1963 года, помним и чтим память о наших коллегах. В катастрофе 1960 года погибло 74 человека, в катастрофе 1963 года погибло 8 испытателей. У испытателя, как и у сапёра, нет права на ошибку, он знает, чем может обернуться эта ошибка. А в доме №32 люди спали и погибли только вследствие разлома страны. Космодром к 1994 году оказался на краю гибели, к тому же некоторые политические деятели открыто заявляли о ненужности его для России, что деморализовывало персонал космодрома.

К счастью, здравый смысл взял верх и на основании «Соглашения между Российской федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур» от 28 марта 1994 года и «Договора аренды комплекса Байконур между Правительством Российской федерации и Республики Казахстан» от 18 ноября 1994 года, космодром арендован Россией на 20 лет с последующей пролонгацией на 10 лет. Город начал возрождаться, Сегодня напоминанием о тяжёлых временах на космодроме всё ещё остаются чёрные проёмы окон некоторых заброшенных зданий на улицах города, но и они постепенно восстанавливаются. Город живет, и, думаю, будет жить, поскольку космос зовет, и будет звать горячие сердца мечтателей до скончания веков, он нужен и России и Казахстану! Сегодня в Байконуре действуют 14 общеобразовательных школ, из них 8 школ на русском и 6 на казахском языке, две музыкальные школы, спортивная и художественная школы, несколько филиалов ВУЗов, Городской Дворец Культуры, Гарнизонный Дом Офицеров, военный госпиталь и городская больница, спортивный комплекс, стадион, плавательный бассейн. Два пляжа с сероводородными источниками и большое количество кафе и баров. Население - около 60 тысяч человек из них 70 процентов - коренное. 

За полувековую историю на Байконуре испытано 40 основных типов ракет и более 80 основных модификаций космических аппаратов, а с его площадок стартовало около 1300 ракет космического назначения и более 1200 межконтинентальных баллистических ракет, запущено в космос около 1300 космических аппаратов различного назначения, Если на Байконуре в 1975 году было 62 пусковыё установки, в том числе: 10 пусковых установок по космической тематике и 52 пусковые установки  по тематике Ракетных войск стратегического назначения, из них 18 шахтных пусковых установок - под боевые ракетные комплексы, то сейчас Байконур имеет всего 9 стартовых комплексов с пятнадцатью пусковыми установками, но и это оборудование позволяет запускать ракеты-носители «Протон», «Зенит». «Союз», «Циклон». Ещё два типа ракет «Днепр» и «Рокот», созданные на основе МБР «Стилет» и «Сатана», запускаются из шахтных установок. Испытания боевых ракет на Байконуре  прекращены. Недавно прошла информация, что, выпуск ракет «Циклон» прекращен, так что ещё на два старта по космической тематике стало меньше. Тем не менее, Байконур остаётся одним из трёх космодромов в мире, откуда осуществляются запуски пилотируемых кораблей.               

Я с уверенностью могу сказать, что годы, проведённые на Байконуре, это лучшие годы в моей жизни! Там я написал и начал публиковать свои первые  стихи и не только стихи. С огромным удовольствием я вспоминаю  творческий коллектив литературного объединения « Салют» в составе которого мы стали лауреатами 1-го Всесоюзного фестиваля народного творчества. Днём эти ребята работали на стартах, пилотировали транспортные самолёты, а вечером увлечённо читали друг другу свои стихи и даже выпускали литературно-художественные альманахи. Забыть это и вычеркнуть из памяти просто невозможно. Когда я уезжал из города, не хотелось верить, что это навсегда и даже сейчас, спустя двадцать лет, он мне снится ночами.

Лебедянь тоже внесла свой вклад в развитие космонавтики, я знаю ещё несколько человек, прошедших школу жизни на Байконуре и принимавших непосредственное участие в подготовке и проведении пусков. Это подполковник Пилюгин Вячеслав Петрович, который начал службу на космодроме в звании рядового, а закончил её в должности заместителя начальника вычислительного центра по воспитательной работе. Это он, еще сержантом срочной службы, участвовал в вывозе на старт первой ракеты-носителя Н1, а потом неоднократно участвовал в запуске самой мощной, на сегодняшний день, ракеты «Протон». Вячеслав Петрович родился в деревне Куликовке, Лебедянского района,  а сейчас живёт в Покрово-Казацкой слободе на улице Серединка. В Лебедяни многие знают капитана 2 ранга Сай Арнольда Августовича, но наверное немногие знают, что он - ветеран космодрома, и с 1961 по 1978 год служил на Байконуре в качестве заместителя начальника испытательной команды, секретаря парткома испытательного управления и начальника лаборатории того же управления и занимался подготовкой и запуском космических аппаратов по линии ВМФ. Участвовал в запуске первого маневренного спутника, он один из немногих, кто принимал участие в испытаниях БЭС-5, то есть бортовой ядерной энергетической станции. В течение 12 лет нам довелось служить в одном испытательном управлении, работали по одной тематике, но в разное время и только в Лебедяни узнали об этом. Поистине верна поговорка, что гора с горой не сходятся, а человек с человеком встречаются. Живёт в Лебедяни и майор Придорожный Александр Дмитриевич, который отдал около 20 лет служению космосу. Начал службу он рядовым солдатом, а закончил её в качестве научного сотрудника. Это ему была подвластна  тайна ядерных боеголовок, много лет и от его труда зависела судьба мира, а может быть зависит и до сих пор! Ведь всё, что создано нашим и его поколением, служит народу и сейчас. Ему посчастливилось служить рядом с таким человеком, как Герман Степанович Титов, и многое в судьбе Александра Дмитриевича впоследствии произошло с его благословления и с его легкой руки. Я тоже неоднократно встречался с Германом Степановичем, и должен сказать, что, несмотря на высокое звание, в общении он был очень прост, хотя и довольно крут.

Врач- нарколог Лебедянской поликлиники Погорелов Сергей Иванович в течение ряда лет занимался вопросами охраны здоровья тружеников космодрома. Я служил некоторое время рядом с ним, на одной площадке, но уж так распорядилась судьба, что познакомились с ним в Лебедяни, на одном из собраний ветеранов военной службы.

Не могу не вспомнить Матвеева Юрия Николаевича, который с 1984 года по 1993 год проходил службу в Центре обеспечения пусков многоразовой системы «Энергия-Буран» и в 1988 году участвовал в запуске «Бурана». Недавно я встречался с ним и понял, что и по прошествии времени Байконур живет в его душе, а закалка, полученная на полигоне, помогает ему и сейчас в решении многих вопросов.

Живет и работает в Лебедяни и Дорофеев Андрей Николаевич, который в течении ряда лет нёс тепло людям, в буквальном смысле этого слова, он работал в энергослужбе полигона.

Думаю, что вспоминает бескрайние казахские степи и сержант, военный строитель Попов Вячеслав Михайлович, это он со своими товарищами по нелёгкому ремеслу строил взлётно-посадочную полосу для «Бурана».

Живёт в селе Большие Избищи и семья Кулиевых, которые недавно переехали сюда. Я знал их еще до переезда, а здесь встретился совсем случайно.

Думаю, что в Лебедяни есть ещё много хороших людей, в жизни которых Байконур занимает не последнее место, очень хотелось бы встретиться с ними или хотя бы что-то знать о них. С  праздником  Вас,  мои  дорогие  коллеги!

 

 Виктор Королёв

Лебедянь, 2012

 

Контакты:

e-mail: Korolev.V.P@yandex.ru

© 2011 Korolev S.V.