Забытое Бородино

 

 

 

Детство моё и юность прошли в маленькой деревушке, как раз посередине между городами Весьегонск и Устюжна. Раньше в России, большинство населения, наверное, и не слышало о них. Сейчас они на слуху, проблемы развития малых северных городов и их история, а главное прекрасные живописные места, привлекают предпринимателей и туристов. Появление фильмов: «Молога - русская Атлантида» «Весьгонская волчица», также обострили внимание к этим прекрасным местам. Живут там чудесные люди, хотя начиная с 90х годов прошлого века, произошёл резкий отток коренного населения, которое в поисках работы и хороших заработков подалось в другие города и веси. Вспоминая своё детство, вижу лица земляков улыбчивые и серьёзные, но почему-то не было лиц злых и отвратительных, может быть потому, что нелёгкая доля выпала им в жизни и в жизни их предков. Вся история этого края это борьба за существование, борьба с захватчиками, борьба с лесом за клочок земли пригодной для того чтоб вырастить хлеб, хотя лес в тех местах и кормилец и поилец.

Это край рек и озёр, край рыбаков и охотников, вспоминаю известные мне с детства названия: Молога, Кесьма, Реня, Звана, Медведка, Сить, Желемья, да и ещё множество других рек и речёнок, которые придают ему неповторимый колорит. Вода там повсюду, две трети Весьегонка вообще были затоплены при создании Рыбинского водохранилища, а центр древнего княжества Молога, полностью покоится под толщами воды.

Моложский залив рыбинского водохранилища.

 

Я вспоминаю, как во время падения уровня в водохранилище мы с одноклассниками вброд переходили от одного острова к другому. Как правило, на возвышенных местах были кладбища, и мы ходили от одной гранитной плиты к другой и читали причудливые эпитафии, посвящённые похороненным там людям. Вообще-то в те годы, мы имели очень мало представления о людях, у которых после смерти могло быть мраморное надгробие. Потом уровень воды снова повышался и, уже даже на лодке, невозможно было разглядеть, что таят под собой серо-зелёные воды водохранилища. Судьба ставшего мне близким края, и потом тянула меня к себе, не давала покоя, даже ночами снились медно-голубые паутинки прибрежных водорослей.

Этот рассказ я пишу наверное не для весьегонцев и устюжан, которые, как правило, всё это знают, хотя и для них тоже, потому, как, со временем, и для многих коренных жителей события прошлых лет становятся всё менее известными, и наверное, не всегда обостряются воспоминания, когда каждый день проходишь мимо исторических мест, где наши предки бились за возможность жить и рожать детей.

В этом году я со своим семейством решил навестить родные места, ехали на своей машине, передвигались не очень быстро и любое, мало-мальски известное место старались обследовать основательно. Побывали на Куликовом поле, там, где Дон встречается с Непрядвой, дважды, в начале путешествия и в конце, купались в водах прощёного колодца, даже я от купания в источнике получил огромное удовольствие, хотя и побаивался за свой радикулит. Удивило и возмутило, что нашёлся какой-то вандал способный поджечь святое место – Спасскую часовню расположенную рядом с источником, хотя пострадала она не сильно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спасская часовня рядом со святым источником «Прощенный колодец» п. Грибоедово Тульская область

 

Посетили Себино, где родилась и крестилась Святая Матрона и где провёл одно из последних совещаний перед битвой со своими военачальниками Дмитрий Донской, кстати, сейчас ежегодно жители близлежаших селений совершают, от Себино до Куликова поля, крёстный ход посвящённый победе русичей в битве на стрелке Дона и Непрядвы и молятся за спасение душ погибших воинов.

Успенская церковь в селе Себино Кимовского района

Тульской области

 

Посетили ещё множество святых мест, которых по пути движения было немало, в том числе и источник святого Илии. Везде, где это было возможно, купались и пили чистую родниковую воду.

 

 

 

 

Источник Святого пророка Илии Тверская область

 

Испытали настоящее потрясение на территории Краснохолмского мужского монастыря, не верилось, что человек создавший великую красоту, сам же её и разрушил. Немым укором со стен смотрели фрески, выполненные искусными художниками, было стыдно за наших родителей допустивших это безобразие. Нельзя варварски уничтожать то, что создавалось веками.

 

Тверской Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь фото конец 19 века.

 

Тверской Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь 2011 г.

 

Особо хочется рассказать о посещении источника святых Кирика и Улиты вблизи Весьегонска,- конечной цели нашей поездки. Поразил дебит источника, объем воды врывавшийся из земли поразил своей мощью, но самое интересное то, что невдалеке от источника, мы обнаружили чёрного копателя, Сначала было непонятно, что можно было искать в голом поле среди лесного массива, но как потом мы поняли, искать было что, да и сам человек, занимавшийся этим делом, оказался человеком интересным и хорошо знающим историю. Я с огромным удовольствием и интересом выслушал рассказ этого человека об истории края, в котором я родился и к своему стыду так мало о нём знающем. Конечно, потребовались некоторые усилия, чтоб парень разговорился, пришлось доказывать, что мы не работники спецслужб, помогло удостоверением члена союза писателей. Оказалось, что наши предки в районе этого источника проводили ярмарки, на которые съезжались со всех близлежащих городов и селений, а он с помощью современной техники потихоньку добывает то, что пока ещё хранится в земле, показал он и часть своих трофеев, в основном монеты царских времён. От этого парня я узнал ещё много интересного, но, наверное, самое для меня неожиданное было сообщение о битве у деревень Батеевка и Бородино, а также у деревни Михалёво, но о битве у Михалёво это другой рассказ, и совсем о другом времени..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник святых Кирика и Улиты Весьегонский район Тверской области

 

Рассказ о Батеевке и Бородино запал мне в душу, так как место это было всего в семи километрах от деревни, куда мы и направлялись и, конечно, я дал себе слово, что обязательно найду это место и побываю там, что и сделал, через несколько дней. Прежде чем поехать на место битвы, зашел в районную библиотеку и ознакомился с материалами, которые были в её фондах, прямо скажу, что было их не очень много, значительно больше материала нашёл на страницах интернета, кстати, и о чёрных копателях тоже. Есть даже сайты специально для них, с перечнем мест, где нужно искать и даже инструкции по пользованию современной электронной техникой.

Дорога к месту битвы, наверное, не требует особого описания, это обыкновенная внутрирайонная дорога, какие обычно и бывают в краях, где кончается асфальт, идущая по просеке, по обеим сторонам которой лес, причём в большинстве лес строевой. Величественные сосны, из таких наверное, и делались когда-то корабельные мачты, упирались своими макушками в небо.

По пути к месту битвы побывали ещё в одном интересном месте у Никольской церкви в селении Никола – Реня, название складывается из двух слов, названия церкви и названия красивой речки, которая протекает рядом.

Церковь Николая-Чудотворца. Никола-реня (Федорково)

 

Церковь тоже очень красива, но интересен тот факт, что освещена она в 1925 году, т.е. в первые годы советской власти, интересно и место, на котором церковь построена. По рассказам археологов и краеведов, стоит она на древнем городище, что подтверждается и древними курганами, которые расположены недалеко от церкви. Церковь не работает, окна выбиты, внутреннее убранство тоже осквернено, но интересно то, что кто-то стал за нею присматривать, появились иконки, уложен крест из полотняных дорожек, а обычный картонный ящик, приспособленный в качестве копилки, полон монет и даже бумажных денег. Всё это было так удивительно, что и мы тоже внесли в эту копилку свой вклад. Удивительно было и то, что церковь не охраняется, рядом проезжая дорога, а деньги целы, и как видно по слою пыли, собираются они далеко не первый день.

Всё-таки велика в русском человеке христианская закваска!

Найти поле, на котором произошла битва, не составило труда, так как дорогу нам описали довольно подробно, да и проехать мимо памятного креста было сложно. Крест поставили местные краеведы 11 сентября 1997 года. На кресте высечены слова «700 героев великороссов пало в бою на этом поле за великую Русь 5 января 1609 года».

Памятный крест. Между деревнями Бородино и Батеевка

 

Ну что особенного, в этой битве, мог бы сказать читатель, ведь были битвы и более масштабные, и люди гибли тысячами по всей Руси, но нет, никогда я не соглашусь с этим. Казалось бы, что общего у деревень из тверской глубинки с Лебедянью, а ведь общего много и, во первых, это наша общая история, мы порою забываем её, а она нет-нет и напомнит нам о себе. Вот недавно, в доме отдыха «Тихий Дон», проводился слёт молодых предпринимателей, там присутствовал и наш губернатор, О.П. Королёв. Место это исторически связанно с далёким прошлым, с началом 17 века, со смутным временем, там останавливался на отдых казачий атаман Иван Мартынович Заруцкий и это его казаки сожгли и разрушили Лебедянь, а вместе с ним была и бывшая «царица» Марина Мнишек, правда судьба у изменников, идущих против своей страны, всегда одна, плохо они заканчивают свою жизнь, А события, развернувшиеся у названных мною выше деревень, также относятся к тому времени и послужили началом освободительного движения от нечисти, терзавшей душу Руси, да и фамилии некоторых «героев» не просто совпадают. Гулял по Мологе со своей ватагой брат вышеупомянутого атамана Заруцкого, Захаръяш Заруцкий, многие люди пострадали от рук этой банды и немало пролилось детских и женских слёз, много святых мест было осквернено и разрушено казачьими ватагами совместно с польско-литовскими захватчиками. Причём казачьи атаманы пролили кровушки больше чем поляки и литовцы, об этом говорят и летописи.

 К смутному времени историки относят период с 1598 года до 1613 года, а некоторые считают, что смутное время продолжалось до 1618 года. Это время характерно обострением политического, экономического, государственного и социального напряжения в истории России, усиленного стихийными бедствиями, вызвавшими в стране голод, а также польско-шведской интервенцией. После смерти Ивана Грозного, крепкой власти в стране не стало, чем и воспользовались враги. Усилились слухи, будто законный царевич жив, из чего следовало, что правящий на Руси брат жены Ивана Грозного Борис Годунов вне закона. Поляки и литовцы поддержали Лжедмитрия, снарядили самозванцу войско и в 1604 году это войско, состоявшее из запорожских казаков и польских наёмников, пересекло границу России. Войско московского воеводы Ф.И. Мстиславского было разбито, к тому же 13 апреля 1605 года скончался и Борис Годунов, армия Годунова практически немедленно перешла на сторону противника. 16 летний преемник Годунова, Фёдор был свергнут и убит вместе с матерью.

20 июня 1605 года под всеобщее ликование самозванец торжественно вступил в Москву. Московское боярство признало его законным наследником. Получил самозванец и поддержку духовенства. 18 июля в столицу была доставлена царица Марфа, которая самозванца признала, а 30 июля Лжедмитрий венчался на царство.

Но не все бояре признали Лжедмитрия, в ночь с 16 на 17 мая 1606 года, воспользовавшись озлоблением москвичей, они подняли восстание, в ходе которого самозванец был убит. К власти пришёл представитель суздальской ветви Рюриковичей боярин Василий Шуйский, но и его приход к власти, Россию не успокоил. Слухи о чудесном избавлении царевича Дмитрия не утихали, к тому же на юге страны вспыхнуло восстание Ивана Болотникова. Объявился новый самозванец- Лжедмитрий-2, которого прозвали в народе Тушинским Вором. К концу 1608 года власть Тушинского Вора распространялась на большинство городов вокруг Москвы. Верными Шуйскому оставались Коломна, Переславль-Рязанский, Смоленск, Нижний Новгород, Казань, уральские и сибирские города. В 1608 году крымские татары впервые за долгое время, перешли Оку и разорили центральные русские области, поляки с литовцами разгромили Шую и Кинешму, взяли Тверь, войска литовцев под командованием Яна Сапеги осадили Троице-Сергиев монастырь, отряды Лисовского захватили Суздаль. Русские города, взятые врагом, безжалостно истреблялись, всё это, безусловно, способствовало подъёму освободительного движения. Вот в такой обстановке и произошли события у деревень Батеевка и Бородино. Освободительное движение охватило целый ряд северных городов, в том чиле и Устюжну. Устюжане захватили Иосифа Застолбского с его людьми, которые приехали за кормами и податями и отправили их в Белоозеро, в ответ на это, в конце1608 года в Устюжну направляется отряд в 3000 человек под командованием полковника Косаковского. Отряд двигался со стороны Бежецка. В составе отряда Косаковского кроме поляков были немцы и литовцы, запорожские казаки и русские разбойные люди. Это пёстрое войско не гнушалось ничем, основная задача была, как можно больше истребить непокорных. Крестьян грабили, отбирали последнее, насиловали женщин. Горожане потребовали от воеводы Ртищева, прибывшего в Устюжну по указанию Москвы и по просьбе жителей, выступить навстречу врагу. Устюжанам удалось собрать всего 1100 человек. Несмотря на малочисленность, отряд был достаточно боеспособен и хорошо вооружён, хотя, во многих источниках, утверждается обратное. Вообще город Устюжна в начале 17 века был оружейной кузницей Руси, по числу оружейников она превышала даже Тулу. Мысль о том, что устюжанская дружина была в военном отношении слабо подготовлена, опровергает даже то, что в составе её были 400 ратников, прибывшие из Белоозера вместе с Фомой Подщипаевым, весьма известным воином, кроме того в составе дружины воеводы Ртищева были и воины не только из Устюжны, но и из Весьегонска, дворяне из Углича и Бежецка, а уж дворян учили ратному делу с детства. Помогал Ртищеву опытный воевода из Белоозера Фома Подщипаев. Да и не могли неподготовленные воины, при соотношении 1 к 3, нанести большого урона противнику. Дружинники осознавали, что идут практически на верную гибель, но кто же ещё кроме них мог стать на пути врага. Нужно было выиграть время для укрепления города и строительства крепости. Один пеший ратник протии трёх конных воинов, соотношение явно не в пользу русичей.

Косаковский был опытный вояка и также понимал опасность встречи с дружиной устюжанцев и поэтому всё время его дозоры двигались впереди основной части отряда, им раньше, чем русичам, удалось обнаружить своего противника и Косаковский устроил для них засаду. Как только русское войско втянулось на чистое поле между деревнями Батеевка и Бородино, из леса с западной окраины поля и от речки Смычка ринулись конные лавы врага.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поле битвы

 

Андрей Ртищев и Фома Подщипаев быстро построили устюжанцев в кольцо и кольцо ощетинилось частоколом копий и секир, внутри кольца расположились пищальники и заряжающие, которые осыпали польских захватчиков градом картечи. Ртищев дал команду отступать к лесу. Всё было так, как и в других сражениях: скрежет стали, истошные вопли, ржание обезумевших коней, стоны раненых - всё это слилось воедино. Полякам не удалось с ходу разрубить русское кольцо и атаки продолжались одна за другой, но наши предки стояли насмерть. Лучше быть убитыми, чем обесчещенными, так считали они в те минуты. Русские ратники падали один за другим, кольцо сужалось, но они не дрогнули. Поляки несли ещё большие потери. И лишь когда загрохотали польские пушки, сметавшие всё живое, Ртищев перестроил оставшихся ратников в треугольник, - так легче было отражать преследователей, и дружина стала медленно отходить к лесу. 700 воинов полегли в том бою, но они сорвали продвижение врага далее на север и тем самым спасли тысячи жизней своих соотечественников. Поляки и Литва не пошли дальше, а двинулись назад. Польское войско отошло к Антониеву монастырю и там ждало подмогу, вновь они появились под Устюжной только через месяц. Устюжане за удивительно короткий срок, уже к 3 февраля 1609 года построили деревянную крепость. На строительстве работало всё население города, даже женщины и подростки. Кузнецы-оружейники ковали пушки, изготовляли дробь, а в конце января в город прибыли из Москвы 100 стрельцов и был прислан порох, в котором была особая нужда.

Поляки, восстановив силы, прислали в Устюжну грамоту с требованием безоговорочной сдачи города. Двигаясь к Устюжне, отряд захватчиков разорял и грабил окрестные сёла и деревни. Ежедневно в город в поисках спасения и для участия в его обороне прибывали толпы беженцев. Целую неделю шла оборона города, даже дети принимали участие в битве за город, особенно тяжелым был последний день обороны. Как гласят народные сказания , и силы божьи были на стороне защитников. Особо упоминается о богородичной иконе Одигитрия. Богородица пообещала не давать на разорение свой дом. Икону выносили на крепостные стены, а в ночь перед штурмом 4 февраля на стены вынесли и икону Рождества Богородицы. Воодушевлённые защитники отбросили страх и сделав удачную вылазку отогнали поляков, но те вернулись вновь 9 февраля, но 10го отступили окончательно. Устюжанцы в честь чудесного заступничества Богородицы учинили празднество февраля в10й день с крёстным ходом и выносом чудотворной Устюженской Смоленской иконы Одигитрия и храмовой иконы Рождества Богородицы.

В те годы возникла поговорка;»Устюжна железная, а люди в ней каменные!»

700 воинов героев, погибших на поле брани, похоронены в Чуриково. По сказаниям местных жителей, в память о воинах построены Введенская церковь !799-1844 годов-«Параскева на крови»

Поляки с литовцами пять раз пытались взять Устюжну, но были разбиты. Они разорили все окрестные села, к концу смутного времени, население в тех краях сократилось на три четверти и восстановилось только к концу века. Я сфотографировал это поле у деревень Бородино и Батеевка, внешне оно ничем не отличается от тысяч российских полей, да и знают об этом сражении, вероятно, только историки и краеведы, по крайней мере, опрошенные мною Лебедянцы, не знают, но роль сражения на этом забытом поле велика - это была практически первая победа над иноземными захватчиками и начало конца смуты. Это потом уже было земское ополчение Прокопия Ляпунова и второе земское ополчение Минина и Пожарского, которое окончательно победило смуту и дало России национальное правительство во главе с М.Ф. Романовым.

Когда мы собрались уезжать, произошло маленькое чудо, сотни, а может тысячи маленьких голубых бабочек облепили машину и заняли проезжую часть дороги, нарушать эту красоту мы просто не могли и стояли не зная что предпринять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Как будто поле не хотело нас отпускать и бабочки вовсе не бабочки, а души воинов, павших на этом поле, прощались с нами.

 

 Виктор Королёв

Лебедянь, 2011

 

Контакты:

e-mail: Korolev.V.P@yandex.ru

© 2011 Korolev S.V.