В память об учителе.

 

Желание написать эту статью возникло у меня ещё в Весьегонске, куда я был приглашён на встречу с земляками в рамках работы районного отделения Тверского землячества. Приехал я на два дня раньше, хотелось просто побродить по городу, где прошла моя юность, да если честно говорить, теплилась в душе надежда на какую-то интересную встречу. Ходил по городу, вглядывался в лица земляков, почему-то искал знакомых в образе 60х годов. Совсем не хотелось встретить их такими же постаревшими, как и я.

Встреча состоялась, но не с настоящим, а с прошлым, с тем, что было когда-то близко и знакомо, но что уже порядком подзабылось. Бесцельное блуждание по городу привело меня в городской краеведческий музей, конечно это было не случайно, моё подсознание все равно, рано или поздно, привело бы меня к этой двери, ведь со многими из тех, кто вложил свою душу в создание этого музея, я был лично знаком, чем и горжусь. Среди них особенно значимо для меня, да я думаю и для музейного дела Весьегонска, имя моего учителя по географии, да и по жизни тоже- Виноградова Александра Александровича! Безусловно, я не умаляю заслуги в создании Весьегонского музея и членов исполкома Весьегонского уезда в 1918 году, которые вошли в состав коллегии по обустройству музея, а именно Тодорского А.И., Киселёва А.В. и, конечно, Мокина И.Е., который отвечал за сбор экспонатов Им так же принадлежат лавры создателей музея, но первым заведующим был всё-таки Александр Александрович.

Ещё в те грозные, очень беспокойные и голодные годы, люди-патриоты своей малой родины, понимали роль и значение музея для города. Приведу в качестве примера несколько фраз из обращения членов коллеги к жителям города и уезда: « … музей может воспитывать… в музее мы будем видеть ошибки наших предков и будем учиться тому хорошему, что было в прошлой жизни и что почему- либо забыто. Музей же поможет нам, что хорошего и достойного внимания есть в нашей природе, около нас. Музей будет маленьким, но полным снимком всего Весьегонского уезда. …» (Обращение вышло за подписью А.И. Тодорского.)

Музей может праздновать своё рождение трижды, поскольку после своего создания ещё дважды разрушался: первый раз при затоплении Весьегонска и второй раз музей претерпел варварское разрушение по вине городских властей, и очень хорошо, что он ещё жив и люди, работающие в нём, пытаются идти в ногу со временем, значит есть надежда, что будущие поколения не потеряют связь времён, хотя я не со всем согласен- уж больно сильно выпячивается экспозиция рака, но не мне наверное судить об этом. Время покажет кто прав, а кто нет, а я попытаюсь в меру своих знаний и опыта рассказать о человеке с которым жил рядом и который всю свою жизнь положил на алтарь науки, не всё у него получалось так, как он мечтал, но это был настоящий человек, и, по моему мнению, человек опередивший своё время!

 Александр Александрович Виноградов родился в 1883 году в деревне КишкиноЛюбегощской волости Весьегонского уезда в семье крестьянина. После окончания сельской начальной школы, перед ним встал вопрос о выборе дальнейшего пути. Возможности обучаться в уездном училище у него не было из-за отсутствия у родителей средств на обучение, а тяга к знаниям у сельского мальчишки была великой. В то время многие жители Кишкино зимой уезжали на заработки в Ярославль или Петербург, и он тоже решил ехать в Петербург. Родители благословили его и началась длинная и нелёгкая самостоятельная жизнь. Рассчитывать на помощь из деревни было нереально и Александр Александрович поступает на работу на Невский судостроительный завод. Одновременно он посещает вечернюю школу и лекции выдающихся учёных, благо в Петербурге такая возможность имелась. Там же в Петербурге состоялось и его первое знакомство с театром., впоследствии именно Александр Александрович стал инициатором создания школьной художественной самодеятельности в Горской средней школе, привлёк и меня к этой затее и я, в составе учительской труппы, играл роли маленьких хулиганов и беспризорников.

 После окончания вечерней школы он успешно сдаёт экзамены на звание учителя и в 1909 году возвращается домой, но мечта получить высшее образование не оставляет его и это ему удаётся. В 1915 году он заканчивает педагогическое отделение Московского Коммерческого института и Московский археологический институт.

Уже, к тому времени, он ведёт большую работу по изучению родного края и результатом этой работы было издание в 1915 году отдельной книги « К археологии Весьегонского уезда». Александр Александрович был, как и большинство талантливых людей, человеком бескомпромиссным и довольно вспыльчивым, что послужило обострению отношений с руководством и незадолго до революции 1917 года, он переезжает в Ярославль, где работает директором коммерческого училища, там он женился. Жена его, Ольга Фёдоровна, дочь священника, женщина очень интеллигентная и образованная, впоследствии стала душой коллектива Горской школы. Она оказала на Александра Александровича очень сильное влияние, он стал мягче и терпимее. Родные края всё-таки тянули его к себе, огромное желание помочь родному краю в строительстве новой жизни заставило его обратиться за советом и помощью к наркому просвещения РСФСР А.В. Луначарскому. Виноградов А.А. рассказывает о тяге крестьян к знаниям, делится планами ликбеза и просит помощи в возвращении на родину.

 Нарком просвещения поддержал планы учителя и рекомендовал уездному исполкому ввести А.А. Виноградова в отдел народного образования. В то время отдел возглавлял А.П. Серов, отец будущего президента Академии художеств СССР. Александр Александрович назначается подотделом народного образования. В это же время он организовывает « Общество по изучению местного края» и, уже в ноябре того же года, он становится первым заведующим музея.

 Я думаю, что, нет и не было на земле весьегонской человека более заинтересованного в изучении и сохранении для будущих поколений опыта и знаний наших предков. Александр Александрович с болью в сердце воспринимал бедственное положение своих коллег учителей, особенно не хватало хлеба, обуви, мануфактуры, керосина да и прочих предметов первой необходимости тоже было недостаточно, и когда его избрали делегатом в Центр для ходатайства об улучшении экономического быта учителей, он ни секунды не колебался и не сомневался в целесообразности этого мероприятия, хотя последующий ход событий показал, что выгоды от этой поездки было не много. 27 февраля 1920 года А.А. Виноградов был принят в Кремле Лениным.

«А как ваши учителя сейчас относятся к Советской власти?»,- обратился Ленин к Виноградову. Александр Александрович ответил, что « в массе своей учительство никогда не было против идейной и честной власти. Оно было против, остаётся в оппозиции и сейчас против тех личностей, стоящих у власти, которые, прикрываясь высоким именем «коммунист» своими низкими деяниями дискредитируют власть…».В.И. Ленин сказал Виноградову А.А., что учительство всегда смело может рассчитывать на поддержку Советской власти, и двери для учителя всегда открыты. Это Ленин просил передать весьегонским учителям.

Ленин поддержал просьбу весьегонских учителей и написал в компрод записку об оказании помощи учителям и Наркомпрод издал соответствующее указание, но помощи весьегонские учителя так и не дождались, губпродком и упродком рассудили тогда иначе. Обращение учителей в центр, минуя местную власть, последней не понравилось. Отчитавшийся за визит к Ленину А.А. Виноградов и передавший учителям его слова, что они могут рассчитывать на его поддержку, оказался в неудобном положении, и как человек весьма ранимый и вспыльчивый, не переносивший всякой канители и недоброжелательства, вспылил и рассорившись с местной властью вынужден был покинуть Весьегонск, он снова уехал учительствовать в Ярославль, при этом он никогда не оставлял надежу вернуться домой.

 Активная, можно сказать, даже подвижническая деятельность Александра Александровича снискали уважение у Н.К. Крупской и В.Д. Бонч-Бруевича, Демьяна Бедного. При их участии и по их рекомендации в 20-е годы он работает в учебных заведениях Москвы и Подмосковья, но и в те годы он не прекращал работу по изучению родного края. Трудные семейные обстоятельства, отсутствие жилья в Москве, вынудили его вернуться на Родину. В 1924 году выходят в свет две его книги «Бодачёвский курганный могильник» и «Из воспоминаний о Ленине».

 С 1924 по1958 год Александр Александрович, за исключением периода с 1929 по1931 год, когда он преподавал в педтехникуме, работал в Горской школе, в которой и я учился до 8 класса включительно. В 1930 году по приглашению Демьяна Бедного , он был у него на квартире в Москве, они долго беседовали о работе по собиранию фольклора, которая активно велась учениками под руководством Александра Александровича. Поэт познакомил гостя с профессором Ерёминым и академиком Соколовым, известным фольклористом, они дали высокую оценку работе сельского учителя. Когда Союз писателей чествовал поэта в связи с его пятидесятилетием, Александр Александрович получил приглашение на торжество и там присутствовал. Приглашённых было около трёхсот человек.

Последний раз А.А. Виноградов виделся с поэтом за два месяца до его смерти, он привёз письмо от учащихся Горской школы с пожеланиями скорейшего выздоровления, а также передал поэту 10 старинных песен и несколько сказок.

Главной мечтой своей жизни Александр Александрович считал создание школьного краеведческого музея и он осуществил её. Не думаю, что им двигала обида на районную власть, хотя и это могло иметь место, но музей был создан и стал его детищем.

Дом Виноградовых был через дорогу от нашего дома, и, конечно, наши семьи связывали добрые соседские отношения. Мои родители были дружны с дочерями Александра Александровича и даже с их мужьями. Я же знаю его с тех пор, как только стал способен что-то понимать, а с его внучкой мы дружили практически с пелёнок. Сегодня дом зарос бурьяном, двор обрушился и незнающим найти дом известного человека и заслуженного учителя России очень трудно, а в этом году кто-то выкрал из дома то последнее, что напоминало о нём родным и близким.

Скромная учительская зарплата того времени не позволяла жить на широкую ногу и Сан Саныч, так звали учителя деревенские ребятишки, почти все время ходил в одном и том же костюме, но всегда чистом и опрятно выглядевшем. При этом он никогда не жалел денег на газеты и журналы или на приобретение экспонатов для музея. Думаю, что не много сегодня найдётся таких безсеребрянников. Первоначально экспозицию школьного музея развернули в сельском доме рядом с домом Виноградовых. Не помню, и не знаю, кто содействовал этому колхоз или сельсовет, но думаю, что у этого руководителя была мудрая голова и человек он был государственного ума, потому как десятки деревенских ребятишек были приобщены к большому и полезному делу, а школьный музей стал главной достопримечательностью не только школы и деревни, но и района в целом.Думаю что этот музей мог быть первым школьным музеем в стране., по крайней мере информации, опровергающей эту мысль, я не имею.

Десятки туристических групп из разных деревень, и даже городов, проложили свои маршруты к нашей школе, именно таким образом я познакомился и с другими, не мене интересными людьми- П..М. Смирновым и М.М. Верхоланцевым, они тоже всю свою жизнь отдали изучению Весьегонского края. С лёгкой руки Павла Мартыновича, я попал в Москве в число людей, которым посчастливилось выступить со сцены Колонного зала Дома союзов, а также принять участие в передаче « Пионерская зорька». Вряд ли бы это произошло, если б не создание Александром Александровичем музея в нашей школе.

Александр Александрович вёл постоянную переписку со многими музеями страны и посылки от них приходили тоже довольно часто. Им был собран гербарий растений растущих как в весьегонском районе так и по всей стране и все желающие могли с ним ознакомиться. Однажды, уже после закрытия и школы и музея, мы с женой зашли в полуразрушенное здание школы и с удивлением увидели разбросанные листы гербария, собрали их, получилась огромная стопка,

Выбросить их я не мог и, после отпуска, дочь отнесла всё это богатство в школу где училась, а жили мы тогда и работали на Байконуре. Учительница биологии была несказанно удивлена, так гербарий Виноградова получил вторую жизнь.

В музее была собрана огромная коллекция минералов, может быть это для больших музеев и не имеет ценности, но для деревенских мальчишек это было как маленькое чудо. Я до сих пор помню кристаллы горного хрусталя, они были так красивы, что я долгое время думал, что это алмазы. Многие выпускники школы работали потом на стройках страны, ходили с геологическими партиями и думаю ,что они, как и я, вспоминали наш музей и его создателя.

Особо хочу остановиться на роли А.А.Виноградова в спасении экспонатов Весьегонского краеведческого музея в 1954 году. Нынешним работникам музея конечно известно, что в этом году через 35 лет после его создания, по инициативе местных властей, он прекратил своё существование. Тогда по просьбе директора средней школы №2 И.М. Седова, помещение где размещался музей, вернули школе, а про музей забыли. Я не думаю что Иван Михайлович хотел разрушить музей, конечно нет, но получилось как всегда- решили только половину вопроса. Школа забрала свои помещения и музей прекратил своё существование, когда спохватились, было уже поздно, музей начали разворовывать. Чтоб прикрыть своё дуболомство, районные власти решили работу директора Герасимовой Е.П. признать неудовлетворительной и музей ликвидировать. В области тоже проморгали и началось разграбление музея, то что собирали десятилетиями, рухнуло в течении нескольких дней. Создали явно заинтересованную комиссию, часть экспонатов приговорили к уничтожению, остальные приняли решение раздать по музеям области. Вот что писал об этом А.А. Виноградов филателисту Никишкину: »Весьегонского музея больше не существует. Не существует и библиотеки его, которая была собрана в нём и представляла большую научную ценность,… Музей разнесён на клочки в моё отсутствие. Я, проживая в 30 километрах от Весьегонска, узнал о набеге на него в день ограбления музея; немедленно отправился в город, но коллекция уже находилась в вагонах железной дороги. Часть вещей мне удалось задержать и сейчас они разместились в нашем школьном краеведческом музее, при Горской средней школе….»

Всё, что Виноградов А.А. сумел тогда спасти и сохранить с помощью школьного музея ( прошу обратить на это особое внимание!) позднее при воссоздании музея в Весьегонске, снова вернулось туда же. При этом и все фонды школьного музея были вывезены в нынешний Весьегонский краеведческий музей.

Справедливости ради, должен также отметить что и бывший опальный директор музея Е.П. Герасимова втайне от комиссии сумела сохранить на чердаке своего дома часть книг из музейной библиотеки а также папки с документами музея за 1925-1934годы и за 1949-1953г.г., а также фотографии заседания 2й Государственной думы, выполненные известным Петербургским фотографом К. Буллой. Всё это было предназначено для уничтожения.

Мне жаль, что почти всё выше перечисленное и, самое главное, с таким трудом сохранённое, сейчас находится в запасниках.

На 80-летие Александра Александровича в Кишкино приезжал Александр Иванович Тодорский, с ним был и Николай Степанович Зелов, присутствовал на этой встрече и я. Эти большие люди даже на краю жизни радели о своей малой родине и желали ей процветания, через год Александр Иванович скончался. Александр Александрович пережил его на восемь лет.

Александр Александрович был вообще по жизни человек увлечённый. Я помню как мои сверстники, да и ребята постарше, гурьбой ходили с ним для взятия проб из озерца на берегу Рени с целью отправки их на анализ в лабораторию. Он думал о здоровье людей живущих рядом с ним и мечтал построить грязелечебницу. Анализы показали высокое содержание сероводорода и ещё чего-то, в чём я плохо разбираюсь, но полезного для здоровья, но этой идее не суждено было воплотиться в жизнь.

Благодаря активной деятельности А.А. Виноградова в деревне Кишкино был создан большой, как он его назвал, водоём, хотя с моей точки зрения это обычный пруд. До сих пор он служит людям и летом доставляет огромную радость ребятишкам, да и взрослым тоже. А всё начиналось с идей неуёмного учителя. Он первый взял в руки лопату и вышел со своими учениками на строительство плотины будущего водоёма. Он договорился с работниками мелиоративного отряда, которые осваивали ближнее торфяное болото, и по его просьбе они очистили дно водоёма и используя канавокопатель, углубили овраг. На следующую весну пруд заполнился, но вода прорвала плотину, и опять ученики под руководством Сан Саныча её восстановили. На следующую весну, прорвало снова, и только тогда колхоз подключился к работам по её восстановлению. С тех пор водоём Виноградова, его так и называют, радует людей. Там купался и я, и мои дети, приезжая в отпуск, учились плавать.

В эту, последнюю поездку, я побывал и в Кишкино, и на водоёме Виноградова, и на месте, где ученики под его руководством строили кирпичный завод, побывал и в соседних деревнях, которые сейчас переживают не лучшие времена, там мы собирали по заданию учителя песни, частушки и сказы. Побывал я и на кладбище в Н- Рене, где упокоились Александр Александрович и Ольга Фёдоровна и ещё много хороших людей, в том числе и мой отец и мой брат. Стало грустно глядя на дома , по самые трубы ушедшие в лес, на поля заросшие берёзами и ивами с ольхой вперемежку. И всё же хочется верить, что разруха когда-нибудь кончится, ведь всё когда-то кончается, и благодарные потомки вспомнят свои корни и воздвигнут памятники своим предкам, достойные их труда и славы.

А.А. Виноградов до последнего дня своей жизни был верен своим убеждениям и любимому делу. Будучи совсем больным, он создал в школе, в Нахабино, где его дочь работала заместителем директора школы, музей генерала Карбышева, даже в последние дни своей жизни Александр Александрович писал своим друзьям и знакомым, поддерживал их всячески, но боль за незавершённое чувствовалась в его письмах. Особенно он беспокоился за своё детище - Весьегонский музей!

Я участвовал в похоронах Ольги Фёдоровны, хоронила её вся школа и все жители окрестных деревень, смерть её безусловно подорвала и Александра Александровича . До сих пор в моей семье хранится икона с изображением преподобного Нила - столбовое чудо, подаренная Ольгой Фёдоровной моей матери.

 Думаю, что жизнь всё расставит по местам, но Весьегонский музей, по моему мнению, должен быть назван именем его основателя, именем человека, который дважды помог воссоздать этот музей из руин.

  

 Виктор Королёв

Член Общероссийского союза писателей

«Воинское содружество»

 

Контакты:

e-mail: Korolev.V.P@yandex.ru

© 2011 Korolev S.V.