О поездке в Даниловское.

 (путевой очерк)

Побывать в Доме - музее «Даниловское» я мечтал давно. Очень уж хотелось поехать туда, где жили и творили едва ли не самые известные литераторы 18го и начала 19 века Константин Николаевич Батюшков и Куприн Александр Иванович. Весьегонск- город, в котором я окончил среднюю школу, находится всего в пяти десятках километров от Даниловского, но ни в юности, ни в зрелом возрасте мне так и не удалось там побывать. Мешали какие-то бытовые трудности, недостаток финансовых средств - всё время возникали препятствия, не позволявшие осуществить задуманное.

И вот в этом году, во время встречи с земляками, я твёрдо решил, что всё: либо сейчас, либо никогда, и уговорил мужа своей двоюродной сестры Александра поехать в Устюжну и в Даниловское. Выехали мы утром следующего дня вчетвером, к нам присоединились сестра Татьяна и ещё одна Татьяна, моя подруга детства. Вторая Татьяна окончила Московский педагогический институт имени Ленина, музыкальный факультет, впоследствии это сыграло весьма приятную роль в нашей поездке. Дорога от Весьегонска до Устюжны характерна для многих районов северной части России. Песчано-гравийная насыпь, размытая вдоль обочин дождевыми потоками, по которой двигаться более 40 километров опасно, то поднимается на возвышение, то опускается вниз на заболоченные участки. Вдоль дороги лес, смешанный -лиственный чередуется с хвойным, когда насыпь проходит через сосновый бор, кажется что машина двигается по туннелю, окрашенному в желто-зелёный цвет.

Границы между административными единицами обозначены дорожными знаками, но и без них это понятно сразу и не требуется никаких пояснений. Дорога по Устюжанскому району выгодно отличается от дорог по Весьегонскому району качеством дорожного покрытия, да и населённые пункты, по которым проезжали, у весьегонских соседей выглядят менее ухоженными. Вообще Весьегонск это город, где кончается асфальт. По-видимому, сказывается разница в финансировании, ведь Вологодская область относится к северному экономическому району, люди ходят в гости друг к другу через овраг, а живут как будто в разных странах. Но свою родину, как и родителей, не выбирают, и Весьегонск я, конечно, очень люблю.

Устюжне повезло больше, чем Весьегонску, не только принадлежностью к разным экономическим зонам. Во время заполнения Рыбинского моря большая часть Весьегонска была затоплена и множество исторических зданий и сооружений ушли под воду, в городе нет ни одного уцелевшего храма или собора, если не считать полуразрушенный храмовый комплекс на Соколиной горе. В Устюжне в годы советской власти сохранились почти все здания и строения ранней архитектуры, да и историей своей Устюжна богаче. Чего стоят только развернувшиеся здесь события в начале 17го века, то есть в смутные времена. Об этом я писал в путевом очерке «Забытое Бородино», который был опубликован в газете «Лебедянские вести» в 2012 году. Да и по многим другим вопросам история города впечатляющая - ведь это одна из первых оружейных мастерских России. Недаром в давние времена её называли Устюжна железнопольская. Отсюда оружейное дело перешло и в Тулу посредством переселения туда значительной части кузнецов-оружейников.

 Первое архитектурное чудо возникло из-за поворота неожиданно и поразило великолепием своих форм. Как впоследствии я узнал, этот чудесный храм называется Казанским и построен в 1694 году в стиле нарышкинского барокко на деньги купца Строганова. Всего в России было построено пять таких церквей. Они примечательны белокаменными узорами вокруг окон. Рядом с церковью построена шатровая колокольня (1764-1767). Церковь является действующей, рядом с ней находится городское кладбище. Истинную красоту и великолепие этого архитектурного памятника .можно увидеть только находясь рядом с ним. Нам повезло: день был солнечный, и мы смогли не только полюбоваться его красотой, но и сфотографировать.

 Почти одновременно впереди возникли купола другого собора - Рождества Богородицы, в нём сейчас размещён городской краеведческий музей. Собор пятиглавый, его маковки отличаются формой от всех других соборов города, они несколько приплюснуты. Рождественский собор построен на берегу реки Ворожи, недалеко от впадения её в Мологу. На западной стене Рождественского собора укреплена доска с надписью темперными красками, в которой сообщается, что строительство храма начато 30 мая 1685 года. Каменное здание было возведено на месте сгоревшей в 1677 году деревянной Рождественской церкви. Считается, что строили его каменщики из Ярославльского края.

 Дальше наш путь был по мосту через реку Ворожу, в центр города. Мы решили более не останавливаться, а с остальными достопримечательностями Устюжны ознакомиться после посещения Даниловского. Повернув налево в сторону автостанции, увидели ещё один собор, который на фоне голубого неба казался прекрасной белой птицей. Решили, что на обратном пути, обязательно его посетим, но как оказалось впоследствии, собор недействующий, тем не менее, местные жители рассказали нам историю его создания.

До Даниловского от Устюжны приблизительно пятнадцать километров и проехали это расстояние мы довольно быстро. Не доезжая километра два до усадьбы Батюшковых, въехали в прекрасную сосновую аллею. В начале этой аллеи стоит большой рекламный щит, на котором написано, что она посажена пленными французами в 1813 году. Сосны отличаются от лесных длинноногих красавиц, они ниже ростом и более толстые, с корявыми, разлапистыми ветвями, но это не умаляет их красоту, а скорее наоборот. Кажется, что эти деревья перенесены сюда из какого-то сказочного мира.

Дальше, на холме - Даниловское, об этом гласит дорожный указатель, но усадьбы из-за больших деревьев не видно. Поднимаемся в горку, поворачиваем налево - и вот цель нашего путешествия. Вблизи ничего особенного, обычный деревянный дворянский дом с мезонином и шестибалконным портиком, не претендующий на архитектурные изыски. Рядом сохранился ещё один дом, в котором раньше жил управляющий имением. У входа в дом-музей цветы, клумбы расположены и вдоль стен дома.

Приехали мы рано, музей ещё не открылся, и нам не осталось ничего другого как пойти и ознакомиться с парком. В парке растут липы, вязы, возраст их весьма почтенный, по крайней мере, таблички около некоторых деревьев гласят, что их возраст около трёхсот лет. По наличию цементных пломб видно, что за деревьями приличный уход. В парке тихо и спокойно, плотные кроны приглушают солнечный свет и создаётся ощущение раннего утра. Идём по аллеям, не верится, что здесь ступала нога Батюшкова и Куприна. В начале парка зелёная ложбинка, вероятно здесь когда-то был небольшой пруд, на возвышении в середине парка памятный крест, впоследствии я узнал от экскурсовода, что где-то рядом с этим местом находился родовой склеп. Но сейчас установить точное место практически невозможно.

Как в те давние времена, стоит на аллее скамеечка, возможно, на такой же скамейке Куприн обдумывал сюжет своего «Гранатового браслета». На солнечной полянке установлен бюст Константину Батюшкову. Бюст установлен на высоком постаменте и огорожен невысокой чугунной оградкой. Простенько и со вкусом. Поэт смотрит на нас как будто свысока.

Пришел Саша, сказал, что музей открылся. Идем назад к дому, вблизи он выглядит менее привлекательно, видимо, небогато живёт музейная братия, стены дома давно требуют покраски.

Покупаем билеты, всё недорого, по всей вероятности, цены на билеты рассчитаны на местных посетителей, за отдельную плату разрешили фотографировать. Экскурсовод материал знает хорошо и экскурсию ведет уверенно. Сзади идет вторая сотрудница музея, думаю, что присматривает за нами, наверное, были случаи воровства. Ощущение не очень приятное, но со своим уставом в чужой монастырь не ходят.

Экскурсия начинается с родословного древа. Оказывается, что Батюшковы имели поместье в селе Кесьма Весьегонского уезда. Я это не знал - поистине земля круглая, а мир тесен. По семейному преданию, род Батюшковых происходит от Батыша, татарского хана, который влюбился в русскую боярыню и перешел на службу к московским князьям, но это только легенда не имеющая подтверждения. Сельцо Даниловское, по одним сведениям, было получено во владение Батюшковыми в 1612 году, по другим в 1628 году.

Константин Батюшков приехал в Даниловское в 1815 году, успев послужить в армии и даже отличиться в некоторых баталиях. Из Петербурга он уехал из-за неразделённой любви. Его отец в то время, используя пленных французов, затеял капитальную перестройку имения, но дела его были сильно расстроены. Здоровье Николая Львовича сильно пошатнулось. Константин Батюшков уехал в именье сестры Хантоново. Но и там дела обстояли не лучшим образом. Пришлось решать вопросы о закладе имения в опекунский совет. К тому времени Константин Николаевич уже написал 15 стихотворений и 8 прозаических произведений.

Имение долго переходило из рук в руки, сдавалось в аренду. Последним владельцем Даниловского был профессор Фёдор Дмитриевич Батюшков, именно его знакомство с Куприным послужило началом Купринской истории Даниловского.

Константин Батюшков перебрался из Хантонова в Москву, состоял в «Обществе любителей российской словесности». В 1817 году снова возвращается в Хинтоново и занимается подготовкой 2го тома книги «Опыты в стихах и прозе». В 1818 году Константин Николаевич уезжает в Петербург, поступает на дипломатическую службу и причисляется к дипломатической миссии в Неаполе. В Италии Батюшков встречается с О.А Кипренским и С.Ф.Щедриным. Опубликована брошюра «О греческой антологии», написанная совместно с С.С. Уваровым. В 1820 году Батюшков заболевает нервным расстройством и уходит в отставку. Болезнь не покидала его до конца жизни. О дальнейшей своей жизни всё сказал сам поэт: « Я похож на человека, который не дошёл до цели своей, а нёс на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нём было!»

К.Н. Батюшков скончался в Вологде и похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре близ Вологды

Всё выше изложенное мною о К.Н. Батюшкове можно прочитать в его биографии, а я в сокращённом варианте изложил то, что нам поведал наш экскурсовод. Поэт и писатель, Батюшков умер, а дом продолжал жить своей жизнью, и надо сказать, что до приезда в Даниловское Куприна в 1906 году, ничего знаменательного больше и не происходило.

В экспозиции музея естественно больше материала о семье Батюшковых и их родственниках. Интерьер дома не очень напоминает обстановку 18 века, нет законченности в оформлении помещений дома, хотя чувствуется, что работники музея относятся к своей работе с душой. Да и как добиться исключительного сходства с действительностью, если всё было растащено и разворовано. В доме Батюшковых много лет размещались различные учреждения : коммуна, совхоз, МТС и колхоз. В 1940 году руководство МТС приняло решение разобрать Даниловскую церковь и устроить в ней гараж, но ничего с затеей не получилось, осталась огромная груда битого кирпича, под которым засыпаны могилы отца и деда К.Н. Батюшкова. Слава Богу, что сохранилась основная часть дома, что позволило в 60е годы 19го столетия поднять вопрос о воссоздании знаменитой усадьбы.

На первом этаже музея всё о Батюшковых, видна попытка восстановить комнаты по их первоначальному предназначению. Много портретов и фотографий, рояль, пианино , камин с медвежьей шкурой около него, ломберные столики, стулья, столы, шкафы с посудой. Родовых вещей практически нет, но ощущение того времени есть.

На второй этаж ведёт винтовая лестница, всё о Куприне там, на втором этаже. В Даниловском Куприн отдыхал и работал с 1906 по1911 год. Здесь полностью или частично были написаны: «Река жизни», «Обида», роман «Нищие», «Как я был актёром» , « Слон».»Изумруд», «Суламифь». Некоторые главы повести «Яма», »Бедный принц», »Водолазы», «Псы», «Кляча» и несколько стихотворений, включая «Ночь в усадьбе».

Впечатления, события и воспоминания связанные с Даниловским, легли в основу многих других произведений, в том числе и «Гранатового браслета». Вот что пишет сам Куприн о Даниловском в 1928 году: «Я тогда зарылся на всю зиму в новгородскую глушь (ранее Устюжна входила в состав Новгородской губернии), в запущенное барское имение Даниловское. В моем распоряжении был старинный деревянный дом в два этажа и в четырнадцать больших комнат…Никто из соседнего крестьянства не соглашался идти ко мне для услуг или на кухню: ни бабы, ни мужики, ни парнишки, хотя у меня с деревенскими и были прекрасные отношения, хотя крестьянство здесь и считалось бедноватым, хотя я и сулил за пустячную службу царскую плату: целых три рубля в месяц. Обегали вовсе не меня, а именно тот большой, старый, серый с белыми колоннадами дом, в котором я жил. Во всех соседних деревнях: в Трестенке, Бородине, Никифорове, Осиновке, Высотине, Свистунах да, пожалуй, во всём Устюженском уезде,- каждый мужик твёрдо знал и крепко верил, что в даниловском доме на чердаке находится черный гроб, а в гробе этом лежит огромная страшная мёртвая нога, и что по ночам нога эта ходит по всему дому и горько плачет…»

Эти рассказы о мёртвой ноге казались Куприну смешными и вздорными, однако, как-то, роясь на чердаке в архивном хламе, среди векового мусора, он действительно наткнулся на солидный чёрный футляр с застёжками, по форме отдалённо напоминающий гроб. Футляр был тут же открыт, и в нём действительно обнаружилась нога, но не мёртвая, а искусственная, обтянутая замшей, а при ней нашёлся ещё и костыль. Только несколько позднее Фёдор Дмитриевич Батюшков рассказал Куприну, да и Ивану Бунину, гостившему в Даниловском, что протез принадлежал герою Отечественной войны генералу Николаю Ивановичу Кривцову, раненому в бою при Кульме в 1813 году. Его дочь была женой Помпея Николаевича Батюшкова - сводного брата поэта. Зачем она отправила этот протез в Даниловское известно только всевышнему. Протез пролежал на чердаке до Октябрьской революции. Коммунары ободрали с него кожу и использовали для подшивки валенок.

Надо сказать, что устюжанцы вообще охочи до всевозможных легенд и выдумок. Оказывается, и прототип Гоголевского «Ревизора» тоже выходец из тех мест - Платон Григорьевич Волков, хотя сам Гоголь в Устюжне не был. Сохранились и письма должностных лиц, подтверждающие эту мистификацию. Пусть будет так, если юмор помогает людям жить, дай им Бог всего хорошего.

Закончилась экскурсия на прогулочном огромном балконе второго этажа барского дома, откуда открывался прекрасный вид на парк. На этом балконе мы немного постояли, осмыслили всё происшедшее с нами за последние два часа и вернулись в помещение, с которого и началась наша экскурсия из 18го в 20й век. С огромным удовольствием оставили благодарственную запись в книге отзывов посетителей.

Наш путь к дому был не менее занимателен. Во- первых, мы решили посмотреть на город, на его архитектурные особенности и просто зайти в какое-то кафе или ресторан чтоб перекусить. Во –вторых, ещё до поездки в Устюжну я пытался вспомнить, что меня с ней связывает и, к своему удивлению, вспомнил, что там лет сорок назад жил мой однополчанин и его жена. В глубине души таилась мысль, что такая встреча возможна, хотя я не знал не адреса, не телефона. Но, как говорят, смелость города берёт, и мне повезло. Ещё в музее Батюшкова- Куприна я спросил у сотрудниц музея, знают ли они фамилию моих знакомых, и получил утвердительный ответ. Такова уж особенность малых городов- хороших людей знают все! Но ни телефона, ни адреса они мне сказать не могли, а может быть, и не хотели. Посоветовали мне обратиться в краеведческий музей, причем утверждали, что там мне помогут.

После возвращения в Устюжну, мы сразу решили посетить пирожковую, аромат свежепечёных булочных изделий, шедший из дверей, притягивал, пройти мимо было невозможно. Скажу честно, что в Лебедяни, хотя она и больше Устюжны более чем в два раза, такой пирожковой нет. Поразило то, как готовые булочки и пирожки выплывали из отверстия, декорированного под устье русской печи. Горячие пирожки мне есть вредно, но утерпеть я не мог. Если этот очерк станет достоянием устюжан, то пусть они узнают, что их кулинарами я искренне восхищён.

Удивило меня в городском дизайне Устюжны и то, что в нём спокойно уживаются памятники героям гражданской войны, памятник героям Великой Отечественной войны, памятник В.И. Ленину и памятник Великому Устюжанскому меценату Поздееву. Весь этот исторический винегрет нисколько не мешает устюжанцам любить свой город. Я думаю ,что это маленький образчик для всей России. Устюжна, Весьегонск, Белоозеро в смутные времена начала 17-го века смогли отстоять свободу и привить своим людям чувство собственного достоинства, думаю, что и в наше время чистота душ и помыслов людей, живущих в северных городах России, может показать всей стране как надо любить своё Отечество.

Белая церковь, на которую я обратил внимание во время движения в сторону музея в Даниловском, оказалась церковью Благовещения, построенной в 1762 году, сейчас она не действует, но сохранена хорошо. От центра города к этой церкви идёт узкий пешеходный мост. Этот мост через реку Ворожу к Благовещенской церкви, интересен тем , что под ним плавают несметные стаи диких уток, юные жители Устюжны получают искреннее удовольствие от того, что кормят их. Я и сам смеялся от души, глядя на то, как эти утки дерутся за корки хлеба, которые им бросали детишки.

Устюжанский краеведческий музей от других районных музеев отличается по своему содержанию не очень сильно. Конечно, светлые храмовые помещения придают особый колорит музейным залам. Высокие потолки, много света, но экспозиция в общем-то типовая, если не считать выставку икон. Весьма достойно представлены образцы народных промыслов, особенно периода 16-17 века, фарфор. Хорош уголок флоры и фауны района. Уж простите, меня устюжане, но я пытаюсь быть честным и перед вами, и перед собой и спасибо вам, что вы стараетесь сохранить свою историю.

Моя попытка найти своих знакомых увенчалась успехом. Лидию Валентиновну Замотину я нашёл в залах краеведческого музея, что для меня было действительно удивительно. Это уж потом я узнал, что последние годы жизни в Устюжне она работала начальником отдела культуры. Е ё визит в музей в тот день был простой случайностью и подарком для меня.

 Она пригласила нас к себе на обед, в свою скромную квартиру в переулке Луначарского. Дальше, опять начались чудеса, оказалось, что моя подруга детства Татьяна и Лидия Валентиновна закончили одно и тоже учебное заведение и учились у одних и тех же преподавателей. Такое бывает только в кино, ещё раз пришла мысль, что мир наш так мал, что мы не имеем права жить вне законов человеческого общежития. Потом было два часа музыки: две женщины, хорошие пианистки, ученицы одних и тех же преподавателей играли так самозабвенно, что было похоже на соревнование.

Уезжали мы из Устюжны с чувством глубокого удовлетворения. Концерт Веры Уваровны Сипягиной - Лилиенфельд в своё время вдохновил Куприна на написание «Гранатового браслета», кто знает, какое влияние окажет на меня концерт этих двух прекрасных женщин, и на написание каких стихов он вдохновит меня.

300 летние вязы в парке усадьбы Батюшковых

Сосновая аллея посаженная пленными французами

Церковь Благовещения 1762 г.

Экспозиция в музей г. Устюжна

Контакты:

e-mail: Korolev.V.P@yandex.ru

© 2011 Korolev S.V.